Обеспечение психологической безопасности воспитанников в учреждении образования
Одной из важнейших задач учреждения образования является создание условий, обеспечивающих психологическую безопасность, направленную на защиту воспитанников от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз с целью предупреждения нарушений в становлении их личности.
Воспитатели дошкольного образования должны обращать внимание на наличие психологических проблем в развитии личности воспитанника, активно использовать в образовательном процессе психологические знания, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, создание благоприятного психологического климата в детских коллективах.
Педагогампсихологам учреждений образования необходимо осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на психологическое изучение воспитанников для обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, их полноценное развитие, содействие в предупреждении, разрешении психологических проблем у воспитанников, повышение психологической культуры участников образовательного процесса.
Обращаем внимание на неукоснительное выполнение приказа Министра образования Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 119а «О мерах, направленных на профилактику совершения преступлений в учреждениях образования в отношении обучающихся» и Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних, основной целью которого является своевременная помощь в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся насилию.
Продолжает функционировать Республиканский центр психологической помощи (далее — Центр), основной деятельностью которого является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социальнопедагогической поддержки.
В Центре работает современный многостраничный интернетсайт (https://rcpp.by). Сайт содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогических работников.
На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его родителям (законным представителям) и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.
По запросу учреждений образования педагогипсихологи Центра проводят профилактическую работу с воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками учреждений образования.
В целях информирования участников образовательного процесса рекомендуется размещать информацию о деятельности Центра с указанием адреса его интернетсайта, телефона на информационных стендах, официальных интернетсайтах учреждений образования, в родительских чатах в мессенджерах и социальных сетях.
Профилактика семейного неблагополучия должна оставаться приоритетной в работе учреждений образования, поскольку сохранение ребенка в родной семье является самым эффективным результатом межведомственного взаимодействия.
При этом необходимо руководствоваться требованиями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Обращаем внимание на недопустимость:
проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и социального расследования только педагогическими работниками без привлечения иных субъектов профилактики;
определения мероприятий по устранению причин и условий неблагополучия детей учреждениями образования самостоятельно без учета компетенции субъектов профилактики;
рассмотрения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений результатов социального расследования без участия родителей (законных представителей) воспитанников и заинтересованных субъектов профилактики.
Важно отметить, что в постановлении четко определены критерии и показатели социально опасного положения, перечислены все субъекты профилактики семейного неблагополучия и их компетенции, а также определен порядок проведения социального расследования и рассмотрения его результатов.
Основные требования к порядку действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению неблагоприятной для детей обстановки, механизм межведомственного взаимодействия в вопросах проведения социального расследования и организации работы с семьями отражены в методических рекомендациях по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденных заместителем Министра образования Республики Беларусь 1 октября 2019г.
раскрыть » / « свернуть